OD bookvk

Российском законодательстве

Скачать в PDF

НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ МАРТ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Подписан закон, устанавливающий приоритет восстановительного ремонта ТС над денежной выплатой по закону об "автогражданке" Согласно Федеральному закону после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик, как правило, будет выдавать страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. При этом устанавливается перечень случаев, в которых осуществляется страховая выплата: если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключен договор по организации восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего и потерпевший не согласен на проведение ремонта на иной СТО; в случае полной гибели ТС; смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или лимит по "европротоколу"; по заявлению потерпевшего-инвалида; в случае признания всех участников дорожно-транспортного происшествия ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт; при наличии соглашения между страхователем и страховщиком и в ряде иных случаев. Кроме того, с согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта ТС. Письмо Минэкономразвития России от 07.03.2017 N Д23и-1186 "Относительно включения в площадь жилого здания площадей балконов, лоджий, террас, веранд, гаража, а также площади, занятой внутренними стенами здания" Включение или невключение площади автостоянки или гаража в площадь жилого дома зависит от их взаимного расположения и конструктивного решения Сообщается, в частности, что: если гараж (автостоянка) расположен внутри здания (встроенный) - его площадь не исключается из площади этажа здания и, соответственно, из площади самого здания; если гараж (автостоянка) является пристроенным к зданию - решение о включении его площади в площадь здания зависит от характера блокирования построек (является блок гаража автономным или нет) (если блок гаража не является автономным (не может эксплуатироваться независимо от жилого дома), такой "блок" является частью здания и, следовательно, его площадь не исключается из площади здания); если гараж (автостоянка) является отдельно стоящим зданием/сооружением, то такой гараж является самостоятельным объектом кадастрового учета. Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1495 "Относительно некоторых особенностей определения площади жилого здания, помещения (тамбур, внутриквартирная лестница)" Минэкономразвития России даны разъяснения относительно включения в площадь жилого помещения площади тамбура и внутриквартирной лестницы Сообщается, что тамбур - это проходное пространство между дверями, служащее для защиты от проникания холодного воздуха, дыма и запахов при входе в здание, лестничную клетку или другие помещения. Тамбур может располагаться как в пределах наружных стен здания, так и за их пределами (наружный тамбур). Площадь наружного тамбура в площадь жилого здания, жилого помещения не включается. Площадь наружных стен здания, отделяющих наружный тамбур от остальных помещений в жилом здании, в площадь жилого здания не включается. Площадь тамбура, расположенного в пределах наружных стен здания, включается в площадь жилого здания. Площадь жилого помещения с внутриквартирной лестницей определяется как сумма: площади такого помещения без учета площади, занимаемой лестницей, площади лестничных площадок и ступеней, площади пола под маршем лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1,6 метра и более. Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 41-КГ16-42 Отказ от наследства с обязательством другого наследника выплатить денежную сумму за причитающуюся долю в наследственном имуществе противоречит закону, так как отказ от наследства под условием не допускается Сын умершего отказался от наследства в пользу жены умершего при условии выплаты ему стоимости его доли, которая причиталась бы ему по закону в случае принятия им наследства, а также приобретения для него на эти денежные средства автомобиля. И отказ от наследства, и обязательство о выплате были заверены нотариусом в тот же день. Позже сын обратился с иском о признании недействительным отказа от наследства. Суд первой инстанции в иске отказал. Суд апелляционной инстанции иск удовлетворил, придя к выводу о том, что совместные последовательные действия сына и жены умершего, совершенные в один и тот же день, у одного и того же нотариуса, свидетельствуют о наличии между ними предварительной договоренности о том, что отказ сына от наследства будет обусловлен выплатой ему денежной компенсации, то есть его волеизъявление не было направлено на безусловный и безоговорочный отказ от наследства. Таким образом, отказ одного наследника от наследства был обусловлен обязательством другого наследника выплатить денежную сумму за причитающуюся долю в наследственном имуществе, тогда как отказ от наследства под условием в соответствии со ст. 1158 ГК РФ не допускается. Судебная коллегия Верховного Суда РФ оставила определение апелляционной инстанции в силе. ЖИЛИЩЕ Федеральный закон от 22.02.2017 N 14-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Подписан Закон об отмене срока ограничения бесплатной приватизации жилья Признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с внесенными изменениями и дополнениями), поскольку в соответствии с данной нормой возможность приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2017 года. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. <Письмо> Минстроя России от 11.01.2017 N 241-АТ/04 <О прекращении договора управления многоквартирным домом> Минстроем России разъяснен порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ при заключении или расторжении договора управления многоквартирным домом и для исключения сведений из указанного реестра Сообщается, что исключение сведений из реестра применяется только к лицензиатам, которые имеют административные наказания, вынесенные судом два и более раза, что существенно отличает случаи, когда вносятся изменения в реестр лицензий субъекта РФ на основании заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом лицензиата. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом. Порядок прекращения деятельности управляющей организации в силу прекращения договора управления многоквартирным домом устанавливается самим договором управления, а в случае отсутствия в договоре порядка нормами глав 26 и 29 ГК РФ. В случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления. Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты, указанной в договоре, следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом с даты, указанной в договоре. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 N АКПИ16-1035 <О признании недействующим абзаца первого пункта 12 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20> Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда определяется с учетом фактически отработанного времени в данных условиях независимо от того, на полную или неполную ставку занят работник Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 была утверждена Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Инструкция). Абзацем первым пункта 12 Инструкции в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. При этом ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. При определении продолжительности такого отпуска необходимо учитывать особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные частью 3 статьи 121 ТК РФ, согласно которой при предоставлении указанного дополнительного отпуска учитывается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Из приведенных положений следует, что продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда определяется с учетом фактически отработанного времени в данных условиях независимо от того, на полную или неполную ставку занят работник, в том числе и при условии его занятости менее 0,5 ставки. Оспоренные положения Инструкции, содержащие иное правовое регулирование, признаны судом недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку являются не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ <Письмо> Минтруда России от 03.03.2017 N 17-1/ООГ-314 <Об исчислении максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком> Минтруд России представил расчет максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году Пособие исчисляется исходя, в частности, из величины среднего дневного заработка, определяемого путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года (по общему правилу - предшествующих году наступления отпуска) на число календарных дней в этом периоде (в связи с тем, что 2016 календарный год был високосным годом, количество календарных дней, приходящихся на период 2015 - 2016 гг., равняется 731). Средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Средний заработок застрахованного лица определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (40% среднего заработка). Следовательно, по мнению Минтруда России, расчет максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году выглядит следующим образом: (670000 + 718000) : 731 x 30,4 x 40% = 23089,00 руб. Федеральный закон от 22.02.2017 N 20-ФЗ "О внесении изменения в статью 64 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" Правительство РФ уполномочено определять порядок выплаты пенсии при выезде на постоянное жительство за пределы России лиц, проходивших военную службу, службу в правоохранительных органах Соответствующее уточнение внесено в положение, регулирующее выплату пенсий выехавшим на постоянное жительство за пределы территории РФ лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Согласно новой редакции ст. 64 названного Закона выплата пенсий будет осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 253 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" В случае удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала перечисление денежных средств будет осуществляться в течение 10 рабочих дней Соответствующие поправки внесены в акты Правительства РФ по вопросам распоряжения средствами материнского капитала. Лица, получившие сертификат, могут направить средства материнского (семейного) капитала в полном объеме (либо их часть), в том числе на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Решение об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления принимается органом ПФР в месячный срок со дня получения заявления. В случае принятия "положительного" решения денежные средства будут перечисляться в течение 10 рабочих дней, а не в течение месяца, как это было ранее. Приказ Минтруда России от 04.10.2016 N 554н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам установления страховых пенсий" Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2017 N 45778. При назначении пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета дополнительные документы о стаже и заработке гражданина не истребуются Соответствующее дополнение внесено в Административный регламент предоставления ПФР госуслуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Также внесенными поправками определен перечень сведений, указываемых гражданином, в случае записи на прием в органы ПФР посредством Единого портала или сайта ПФР. Уточнены требования к направлению заявления о назначении пенсии в форме электронного документа с использованием "личного кабинета" на Едином портале и сайте ПФР. В связи с увеличением пенсионного возраста уточнен перечень документов, представляемых для подтверждения условий назначения пенсий гражданам, замещающим государственные или муниципальные должности. Обновлена также форма заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую). Кроме того, в новой редакции изложены положения Регламента, устанавливающие процедуру досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, а также его должностных лиц. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Постановление Правительства РФ от 07.03.2017 N 275 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления первоочередных требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений" С 1 января 2018 года вводятся первоочередные требования энергетической эффективности для административных, общественных зданий и многоквартирных домов Такими требованиями, в частности, являются: - для административных и общественных зданий общей площадью более 1000 кв. м, подключенных к системам централизованного теплоснабжения (применяются при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения): установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения; оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях; - для многоквартирных домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения (применяются при строительстве): установка (при условии наличия технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения; - для помещений административных и общественных зданий с проектным числом работы осветительных приборов свыше 4 тыс. часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (применяются при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения): использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами. Постановление применяется к отношениям, возникшим при вводе в эксплуатацию зданий, разрешение на строительство которых было получено после вступления его в силу. Постановление Правительства РФ от 14.03.2017 N 290 "О внесении изменений в пункт 55(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" Уточнен порядок расчета стоимости потерь электрической энергии для потребителей, присоединенных к единой национальной (общероссийской) электрической сети, но расположенных в разных субъектах РФ Указывается, что при расчете стоимости потерь электрической энергии, передаваемой по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети между центром питания и энергопринимающим устройством потребителя, расположенных в разных субъектах РФ, используется норматив потерь электрической энергии, установленный для субъекта РФ, в котором расположен центр питания. Кроме того, уточняется механизм определения фактического объема отпуска электрической энергии из единой национальной (общероссийской) электрической сети потребителю услуг. Он определяется как разность между объемами перетоков электрической энергии от центров питания в сеть потребителя услуг и объемами перетоков из сети потребителя в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть по каждому субъекту РФ и уровню напряжения. Постановление вступает в силу с 1 июля 2017 года. ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Постановление Правительства РФ от 13.03.2017 N 281 "О порядке осуществления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду" Установлен порядок осуществления Роспотребнадзором мониторинга воздействия на человека генетически модифицированной пищевой продукции Мониторинг осуществляется в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга и включает мероприятия по сбору, обработке, анализу и доведению до всеобщего сведения информации о воздействии генетически модифицированных организмов и генетически модифицированной пищевой продукции на здоровье человека и состояние окружающей среды. При осуществлении мониторинга используются, в том числе: - результаты исследований пищевой продукции, проводимых в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей; - материалы научных исследований о влиянии на организм человека генетически модифицированных организмов и генетически модифицированной пищевой продукции. Информация о результатах мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генетически модифицированных организмов и генетически модифицированной пищевой продукции передается в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга. В случае выявления по результатам мониторинга негативного воздействия на здоровье человека или окружающую среду Роспотребнадзором: - принимается решение об аннулировании свидетельства о госрегистрации генетически модифицированного организма или пищевой продукции либо внесении в него изменений в части установления специальных условий использования; - вносятся в Правительство РФ предложения по установлению запрета на ввоз в Россию таких генетически модифицированных организмов или генетически модифицированной пищевой продукции. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 254 "Об утверждении Правил перевода в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг)" Правительством РФ определены правила перевода в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния Согласно Закону об актах гражданского состояния перевод данных книг в электронную форму должен быть завершен не позднее 31 декабря 2019 года. Перевод книг в электронную форму финансируется за счет федеральных субвенций и осуществляется последовательно, начиная с книг, собранных до 1 апреля 2015 года. Преобразование в форму электронного документа записи акта гражданского состояния осуществляется обособленно и независимо друг от друга двумя разными физическими лицами, осуществляющими соответствующие работы по переводу книг в электронную форму, путем ввода оператором сведений записи в соответствии с перечнем сведений и последующей сверки результатов такого ввода уполномоченным работником. Запись акта гражданского состояния, преобразованная в форму электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя органа ЗАГС или уполномоченного им работника. Разъяснения по вопросам применения данных Правил дает Минюст России по согласованию с Минфином России. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА Постановление Правительства РФ от 21.03.2017 N 316 "О внесении изменения в пункт 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации" Уточнен запрет на выжигание сухой травы Установлено, что выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) запрещается на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса. Также запрещается разведение костров на полях. Выжигание рисовой соломы разрешается производить в безветренную погоду при соблюдении правил, предусмотренных для выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения. Приказ МВД России от 30.12.2016 N 941 "Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами" Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2017 N 46031. Установлен порядок подачи в подразделения Госавтоинспекции уведомлений об организованной перевозке группы детей автобусами Уведомления подаются руководителем или уполномоченным должностным лицом образовательной или медицинской организации, осуществляющей перевозку группы детей, в подразделение Госавтоинспекции не позднее двух дней до дня планируемой перевозки. При отсутствии в территориальном органе МВД России на районном уровне подразделения Госавтоинспекции уведомление подается в соответствующее подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России по субъекту РФ. Уведомление подается лично либо в электронной форме. В уведомлении указывается: количество перевозимых детей; наименование организации, осуществляющей перевозку детей (при осуществлении перевозки детей организацией);информацию о фрахтователе и фрахтовщике (в случае осуществления перевозки по договору фрахтования); программа маршрута; информация об используемом автобусе (автобусах); информация о водителе (водителях); фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, номер телефона и (или) факса, адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего уведомление (для юридических лиц); дата подачи уведомления. Руководителем подразделения Госавтоинспекции в течение суток после получения уведомления организуется информирование подразделений Госавтоинспекции по маршруту перевозки и проверка по автоматизированным информационным системам МВД России сведений о регистрации автобуса; проведении технического осмотра автобуса; о наличии у водителя водительского удостоверения категории "D"; о несовершении водителем административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления ТС либо административный арест, в течение последнего года.